пятница, 13 ноября 2009 г.

Дрезден. Галерея старых мастеров: Джованни Антонио Каналь, "Большой канал в Венеции"

Джованни Антонио Каналь (Giovanni Antonio Canal, известный также под именем Canaletto — Каналетто; 18 октября 1697, Венеция — 20 апреля 1768, там же) — итальянский художник, глава венецианской школы ведутистов, мастер городских пейзажей в стиле барокко. Прозвище Каналетто кроме Антонио Каналя носил и его племянник, Бернардо Белотто, также знаменитый пейзажист.

Антонио Каналь родился 7 октября 1697 г. в Венеции. Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника. В 1719 г. посетил Рим, где познакомился с творчеством знаменитого ведутиста Джованни Паоло Паннини. После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции. Первой известной исследователям работой Каналя с авторской подписью является «Архитектурное каприччо» (1723). В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой.

Многие работы Каналетто были с успехом проданы англичанам, приезжавшим в Венецию для обучения. В 1740 г. этот источник дохода исчез: началась война за австрийское наследство, и британцы стали реже приезжать на континент. В 1746 г. Каналетто едет в Лондон, чтобы быть ближе к каналам сбыта своих картин. В течение девяти лет он живет в Англии, пишет виды местных дворцов и домов. В этот период в его творчестве появляется вторичность, техника перестает нравиться заказчикам.

В 1755 г. художник возвращается в Венецию. В 1763 г. его избирают в Венецианскую академию художеств. Каналетто умер 19 апреля 1768 г. в родной Венеции.

Дрезден. Галерея старых мастеров: Дюжина портретов кисти Пьетро Антонио Ротари

Пьетро (Пётр) Антонио Ротари (итал. Pietro Antonio Rotari; 1707, по другим сведениям 1710, Верона — 31 августа 1762, Санкт-Петербург), итальянский придворный живописец-портретист, работавший в России; граф.

Учился сначала у Р. Ауденарде и у Антонио Балестра, затем у Франческо Тревизани в Риме и у Солимена в Неаполе. Из ранних работ известны несколько образов для Веронской церкви, картины «Св. Людовик», «Вознесение» (обе в Падуе), «Рождество Богородицы» (в Риме). В 1750 году переехал в Вену, затем работал в Дрездене и Мюнхене. Из дрезденских работ известны «Портрет Карла, герцога Курляндского», «Св. Иаков», «Св. Магдалина», «Бегство в Египет», «Монах»; из мюнхенских — «Прерванный сон» и «Плачущая девочка». При саксонском дворе в Дрездене работал также придворным живописцем.

В 1756 году переехал в Санкт-Петербург, получив приглашение от императрицы Елизаветы Петровны работать при российском дворе. Художник быстро вошёл в моду благодаря лёгкой и комплиментарной манере письма. Его деятельность в России была необыкновенно плодотворна — он создал десятки придворных портретов, выполненных на заказ, а также множество так называемых «головок» — небольших портретов девушек или юношей в национальных костюмах. Ротари оставил след в истории русской живописи, занимаясь преподавательской деятельностью: среди его учеников были Ф. С. Рокотов и И. С. Аргунов.

Умер в Санкт-Петербурге в 1762 году.

Дрезден. Галерея старых мастеров: «Шоколадница»

«Шоколадница» («Прекрасная шоколадница», фр. La Belle Chocolatiere, нем. Das Schokoladenmaedchen) — наиболее известная картина швейцарского художника XVIII века Ж.Э.Лиотара, изображающая служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте. Уже современниками Лиотара картина воспринималась как шедевр. Примечательно, что на картине изображен первый европейский фарфор - мейссенский.

Легенда о создании этой картины такова: в 1745 г. австрийский аристократ князь Дитрихштайн (Dietrichstein) зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история золушки, была популяризирована в буклетах компании Baker).

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне в «Orleans House Gallery». Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, с камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна. В любом случае, личность модели точно не установлена.

Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию, где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти, занимавшемуся наполнением коллекции Августа III, короля Польши, и Фридриха II Прусского.

С 1765 года картина находится в Дрезденской галерее. Во время Второй мировой войны картина была перевезена нацистами в крепость Кёнигштейн, где была найдена советскими войсками.

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker's Chocolate» приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире.

Дрезден. Галерея старых мастеров: "Ночь перед Рождеством"

МАРАТТА Карло (Maratta, Carlo, 1625, Камерино, Марке - 1713, Рим) - итальянский художник.

Поступив в юности в мастерскую Андреа Сакки, Маратта остается здесь до самой кончины учителя (1661) и постоянно живет в Риме, который покидает лишь дважды, чтобы совершить путешествия в область Марке (1650 и 1672). До 1650 Маратта работает в манере своего учителя. Но в двух фресках в ц. СанДжовании ин Фонте в Риме, написанных по картонам Сакки (1648), в алтаре Монтеротондо, а затем в алтарной картине в ц. в Камерино уже чувствуется влияние работ Альбани, Гвидо Рени (манерность) и Тициана (вибрирующие цвета). В 1650 художник пишет картину "Поклонение пастухов" (Рим, ц. СанДжузеппе дее Фаленьяни), обозначившую собой переход от живописного и колористического видения к линейной концепции: абстрактная рефлексия заменила творческую силу. В этом можно видеть отражение взглядов Сакки, в которых соединились идеи Беллори и Пуссена.

Однако эта склонность к идеализму не помешала Маратта приняться за новые поиски. В работах, созданных в 1653-1666, он приближается к барочному языку Ланфранко (фрески в ц. Сант-Исидоро Агрикола в Риме: капелла Сан-Джузеппе - "Рождество", Бегство в Египет", 1653-1655; капеллла дель Крочифиссо - "Триумф Креста", "Коронование тернием", "Моление о чаше", 1657; а также алтарная картина, исполненная по заказу Барберини в 1660 - "Св. Розалия среди зачумленных", Флоренция, собрание Корсини). Оставаясь последователем Беллори и сохраняя некоторую дистанцию по отношению к барокко, художник по совету Ланфранко добивается большей чувствительности и некоторого лиризма, выраженного светотенью, источником которой служили работы Корреджо. Именно в этот период Маратта создает свои самые прекрасные произведения ("Св. Августин", 1655, Рим, ц. Санта-Мария деи Сетте Долори) и начинает серию "Апостолы" по за казу кардинала Антонио Барберини.

После смерти Сакки Маратта становится все более восприимчивым к влиянию барокко (ракурсы, диагонали), в частности Пьетро да Кортона, подчеркивая в своих работах патетику и декоративность. Папа Александр VII заказывает ему картины большого формата ("Рождество", 1657, Квиринал; "Встреча Марии и Елизаветы", ц. Санта-Мария делла Паче), а позже - картины для Сиенского собора (1661-1664), а также "Св. Бернард и Виктор IV" (1656- 1658, Рим, ц. Санта-Кроче ин Джерусалеме), "Август, приносящий жертву Миру" (1661, Лилль, Музей изящных искусств) - для секретаря Людовика XIV. В этот период Маратта начинает писать и картины на светские сюжеты ("Лето", 1659, Ариччо, Палаццо Киджи). Благодаря своему умению примирить прошлое и настоящее - Рафаэля, братьев Карраччи, Лафранко и Пьетро да Кортона - Маратта становится одним из ведущих римских художников, затмивших барочную тенденцию Гаулли после 1670. Многочисленные произведения Маратта занимают главенствующее положение в римской живописи конца XVII - начала XVIII в. Его творчество затрагивает все жанры: алтарные картины для римских церквей ("Смерть св. Франциска-Ксаверия", ц. иль Джезу; "Мадонна", Ватикан; "Мадонна с младенцем, св. Карлом Борромеем и св. Игнатием", 1685, ц. Санта-Мария ин Валличелла) и для церквей за пределами Рима ("Непорочное зачатие", 1664, Сиена, ц. Сант-Агостино); фрески (плафон "Триумф Милосердия", ок. 1676, Рим, Палаццо Альтьери); картоны для собора св. Петра (1677-1689) и для собора в Урбино (после 1707); светские декорации ("Рождение Венеры", 1680, Фраскати, вилла Фальконьери; "Аполлон и Дафна", Брюссель, Кор. музей изящных искусств; "Ромул и Рем", 1692, Потсдам, дворец Сан-Суси). В его искусстве того времени можно заметить тенденцию к большей интеллектуализации образа, исключающей всякий лиризм, а также предубеждение к цвету, что особенно чувствуется в картине "Смерть Марии" (Рим, вилла Альбани) - новой версии темы, уже изображенной Сакки, написанной Маратта не без отсылки к композиции "Смерть Германика" Пуссена. С другой стороны, в своих светских композициях Маратта колеблется между изяществом и холодностью, предвещающей искусство Кьяра и Менгса, и придает большее значение пейзажу, иногда напоминающему работы Дюге ("Диана и Актеон", Четсфорт, собрание герцога Девонширского).

Маратта обладал и большим талантом портретиста. От откровенного натурализма ("Портрет Фра Лука Ваддинга", известен по гравюре) он переходит к аристократической утончености Ван Дейка ("Портрет Марии Магдалины Роспильози", Париж, Лувр) и театральности, предвосхищающей искусство Риго и Ларжильера (портреты кардинала Альдерано Сибо, после 1650, Марсель, музей; папы Климента IX (Ватикан; Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Наряду с "Автопортретом" (ок. 1675, Брюссель, Кор. музей изящных искусств) они являются предтечей моды на светский полуисторический-полуаллегорический портрет эпохи Регентства во Франции.

Многочисленные рисунки художника хранятся в Академии Сан-Фернандо в Мадриде и в Художественном музее в Дюссельдорфе.

Maratta, Carlo
«Die Heilige Nacht»

Дрезден. Галерея старых мастеров: Ecce Homo

Ecce Homo — «се, Человек», слова Понтия Пилата об Иисусе Христе.

Латинский перевод из Вульгаты греческого выражения, с которым, согласно Евангелию от Иоанна (гл. 19) прокуратор Иудеи Понтий Пилат показал народу Иерусалима одетого в багряницу и увенчанного терновым венцом Иисуса, желая возбудить сострадание толпы. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «распни, распни Его!» Пилат говорит им: «возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины».

Событие это имело место поздним утром Страстной пятницы, в иерусалимской претории рядом с башней замка Антония.

Выражение стало крылатым. Его употребляют, в частности, когда хотят указать на достойное сострадания положение цивилизованного человека нашего времени. В иконографии Иисуса Христа — название типа изображения, входящего в цикл Страстей Господних: Иисус изображается страдающим, в терновом венце, впивающемся шипами в кожу, окровавленного после бичевания, в руках может быть ветка, символизирующая скипетр, на плечах красная мантия — так как он карикатурно переодет царём.
Crespi, Giuseppe Maria, gen. Lo Spagnolo
«Ecce Homo»

Дрезден. Галерея старых мастеров: Отсёченные головы раннехристианских великомучеников Павла, Иоанна Крестителя и Якова

Великомученики — лик христианских святых, чтимых церковью за особо тяжкие и продолжительные мучения (в отличие от мучеников), которые они претерпели за свою веру.

Казнь через усекновение мечом головы (обезглавливание) упоминается в описаниях мученической кончины раннехристианских святых наиболее часто. Казненные таким образом святые часто изображаются держащими свою голову в руках.

Апостол Павел - «апостол язычников», не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павел стал ревностным проповедником Евангелия в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира. За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году.

Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключён тетрархом в тюрьму, но Ирод Антипа не решался казнить его по причине популярности проповедника (Мф.14:3-5, Мк.6:17-20).

Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей» (Мк.6:26). В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец (спекулатор), который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал Саломее, а та «отдала её матери своей». Тело Иоанна было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу (Мф.14:6-12, Мк.6:21-29).

Иаков Персянин (Иаков Рассеченный; † 421) — христианский святой, великомученик. Был родом из Персии, происходил из христианской семьи. Согласно жития, занимал высокую должность при дворе персидского царя Йездегерда. Однажды, под влиянием многочисленных царских милостей принёс вместе с царём жертву идолу. Узнавшие об этом жена и дети Иакова написали ему письмо с упрёками, прочитав которые Иаков, раскаялся и стал молиться Иисусу Христу, о чём язычники должили царю. Иаков открыто исповедал себя христианином, за что был подвергут жестоким пыткам. Житие сообщает, что Иакову отрезали по одному пальцы на руках и ногах, а он после отсечения каждого лишь только возносил молитвы. Видя упорство святого, ему отсекли голову. Христиане отправили его мощи в Иерусалим, а затем в первой половине V века их перенесли в Табенну. Голова его при папе Евгении IV была помещена в Ватиканской базилике, в которой и находится до настоящего времени.

Sevilla, um 1660/ 70
«Die Kopfe der Martyrer Paulus, Johannes der Taufer und Jakobus»

***

***

Кассиопея (5.5 минут)

 

***

Гриб (не путать с грипп)

Прут. Ёлочка. Говерла.

Дрезден. Галерея старых мастеров: В мире живописи

Дрезден. Галерея старых мастеров: Дармштадская Мадонна

Ганс Гольбейн Младший (нем. Hans Holbein der Jungere, 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии.

Творческий путь Хольбейна начался в Базеле, где в 1515-1526 он создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей (портрет Эразма Роттердамского, 1523, Лувр, Париж), потрясающую смелостью композиционного решения и силой эмоционального воздействия картину "Мертвый Христос" (1521, Публичное художественное собрание, Базель), иллюстрации (к "Похвале глупости" Эразма Роттердамского, рисунок пером, 1515), серию рисунков "Образы смерти" (известна под названием "Пляска смерти", 1524-1526, гравированы на дереве Г.Лютцельбургером и изданы в 1538), в которой в аллегорической и гротескной форме отобразил события Крестьянской войны в Германии.

Работа Ханса Гольбейна-младшего (1497-1543) "Дармштадская мадонна" выполнена в 1526 году по заказу бургомистра Базеля Якоба Мейера (Jacob Meyer). Слева изображен отец семейства - Якоб Мейер. Носатая дама справа, со скрытым от мира подбородком, 1-я жена Якоба - Магдалена Байер, правее - 2-я жена, Доротея, а вся такая в белом - дочь Анна.

В 1822 году принц Вильгельм Прусский подарил картину своей супруге - принцессе Марианне фон Гессен-Гомбург. Дармштадт стал "домом" "Мадонны" 150 лет назад. Решение о продаже "Дармштадской мадонны" семейство фон Гессен приняло потому, что основанному им фонду поддержки нескольких гессенских дворцов, располагающих ценными произведениями искусства, в ближайшие десять лет предстоит выплатить налоги в размере 13 миллионов евро. "Переезд" написанной 500 лет назад картины из дармштадского дворцового музея в Штедель-музей во Франкфурте-на-Майне вызвал бурные дебаты. Предоставление картины во временное пользование франкфуртского музея семейство фон Гессен обосновало тем, что Штедель всегда был более значительной картинной галереей Гессена. В связи с перемещением "Мадонны" во Франкфурт-на-Майне, Бенц (обер-бургомистр Дармштадта) объявил о прекращении культурного сотрудничества Дармштадта с Франкфуртом. Он также обвинил директора Штедель-музея Герберта Бека (Herbert Beck) в том, что тот добился перебазирования лучшей картины Дармштадта во Франкфурт "обманным путем".

Sarburgh, Bartholomaus (Kopie nach Hans Holbein d. J.)
«Die Madonna des Basler Burgermeisters Jakob Meyer zum Hasen»

Дрезден. Галерея старых мастеров: Оплакивание Христа — эпизод Страстей Христовых — очень частый сюжет

Страсти Христовы — согласно Евангелиям, совокупность событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу.

Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие — кульминационный момент Страстей Христовых. Христиане верят, что многие из Страстей были предсказаны пророками Ветхого Завета и самим Иисусом Христом.
Meister des Hausbuches (?)
«Beweinung Christi»

Дрезден. Галерея старых мастеров: Чувствуется глубочайшее почтение к старикам

Daniel de Koninck
«Der Astronom»
Kunstlerdaten: Koninck, Daniel de (geboren 1668 in Amsterdam, gestorben nach 1720 in England)
Datierung: um 1640/ 45
Material / Technik: Ol auf Leinwand
Masse: Hohe: 108,5 cm Breite: 87 cm
Salomon Koninck
«Der Eremit»
Kunstlerdaten: Koninck, Salomon (geboren 1609 in Amsterdam, gestorben 1656 in Amsterdam)
Datierung: 1643
Material / Technik: Ol auf Leinwand
Masse: Hohe: 121 cm Breite: 93,5 cm
Rembrandt Harmensz. van Rijn (Nachfolger)
«Bildnis eines bartigen Alten mit schwarzem Barett»
Kunstlerdaten: Rembrandt Harmensz. van Rijn (geboren 1606 in Leiden, gestorben 1669 in Amsterdam)
Datierung: um 1654
Material / Technik: Ol auf Mahagoniholz
Masse: Hohe: 102 cm Breite: 78 cm