среда, 11 ноября 2009 г.

Дрезден. Галерея старых мастеров: Четыре портрета кисти Кристиана Сейболда

Фото не передает, с каким мастерством художник пишет кожу, глаза людей и ткани, особенно меха. Кожа девочки совершенно живая, матовая, теплая. На нее смотришь и не можешь взять в толк - перед тобой ребенок или портрет ребенка. Это действительно так - кажется, что лицо трехмерно, что светлые ресницы слегка дрожат и поднимаются над поверхностью холста, что глаза влажные и вот-вот моргнут. Поэтому даже не задумываешься, что портреты до сих пор как живые, а люди...
Seybold, Christian
«Alte Frau mit grunem Kopftuch»
Seybold, Christian
«Alter mit gefleckter Pelzmutze»
Seybold, Christian
«Madchen mit Schleier»
Seybold, Christian
«Knabe mit Flote»

Дрезден. Галерея старых мастеров: Портрет Марии Антонии Баварской (Anton Raphael Mengs)

Мария Антония Баварская (нем. Maria Antonia Walpurgis Symphorosa, Prinzessin von Bayern, 18 июля 1724, Мюнхен — 23 апреля 1780, Дрезден) — урожденная принцесса Баварская, благодаря браку с двоюродным братом стала курфюрстиной Саксонии. Кроме того она, в отличие от других княгинь того времени, занималась не только поверхностными делами, но была композитором, художницей и поэтессой.

Мария Антония была дочерью баварского курфюрста Карла Альбрехта (который позже стал императором Карлом VII) и австрийской эрцгерцогини Марии Амалии. Как старшая дочь влиятельных родителей она была интересна для женитьбы для многих европейских князей и имела политическую значимость. Она получила хорошое воспитание и образование, в том числе в области живописи, поэзии и музыки. 20 июня 1747 года в Дрездене она вышла замуж за саксонского курпринца Фридриха Кристиана, с которым она во время Семилетней войны в 1759 году сбежала от пруссов в Прагу и Мюнхен и который через десять недель после коронации 17 декабря 1763 умер от оспы. Поскольку старший сын, курфюрст Фридрих Август был ещё несовершеннолетным, она вместе с деверем, Францем Ксавером правила до 1768 курфюршеством.

Anton Raphael Mengs
«Maria Antonia Walpurgis von Bayern, Kurprinzessin und Kurfurstin von Sachsen (1724-1780)»

Дрезден. Галерея старых мастеров: Портретная живопись заменяла раньше фотографию

Дрезден. Галерея старых мастеров: Анахронизм - изображение на одной картине событий, которые произошли в разное время

Garofalo (Benvenuto Tisi)
«Der Triumph des Bacchus»

Дрезден. Галерея старых мастеров: «Сикстинская мадонна» (Sistine Madonna) Рафаэля (Rafael, Raffael da Urbino, Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafaelo)

    Когда итальянское искусство вступило в пору своего расцвета, хозяйственный и связанный с ним духовный подъем итальянской буржуазии достиг уже своей вершины и пошел на убыль. Тяжелый общественный кризис охватил всю страну. В 1494 году с вторжением французских войск начался период вмешательства иностранных держав во внутренние дела различных небольших государств, который продолжался более 60 лет. Италия стала ареной борьбы французских, испанских и немецких ландскнехтов. На итальянской земле Испания и Франция решали спор о господстве в Европе. В политическом отношении страна была целиком раздроблена. Итальянский народ отчаянно боролся за свои демократические права и свободу.
 
В это время тяжелых общественных потрясений и борьбы итальянское искусство достигло своей классической эпохи. Она явилась результатом двухвекового процесса художественного созревания, носителем и стимулом которого было буржуазное развитие страны. Художники оставили в своих произведениях грядущим поколениям наследство, которое и поныне считается мерилом совершенства. Великие мастера того времени вложили в религиозные и мифологические темы, вокруг которых вращалось их искусство, глубоко человеческое содержание. В образах античной и христианской мифологии они воплотили мечты о естественном и гармоничном человечестве. Они отразили буржуазный идеал гуманности, к которому стремились философы и о котором грезили поэты. Их сокровенной потребностью становится воспевать духовное благородство и моральную чистоту человека, вселять уважение перед материнством, благоговейно почитать любимое существо.
 
Художники Высокого Возрождения наделяют все свои произведения облагораживающей человека силой истины, добра и красоты. В этом заключается непреходящая ценность этих прекрасных творений человеческого духа. Это в полной мере относится и к «Сикстинской мадонне». Рафаэль (1483-1520) написал картину в 1512-1513 годах по заказу папы Юлия 11 для монастыря в Пьяченце. Величественный образ мадонны в котором незабываемо и неповторимо воплощены благородство и гордость человека, проникнут счастьем материнства, но и чувством материнской тревоги перед трагической судьбой сына. Лицо младенца серьезно. Фигура матери с сыном образует вместе со стоящими перед ней на коленях святой Варварой и святым Сикстом искусную пирамиду, как этого требовали композиционные принципы Высокого Возрождения. В ней успокаивается поток плавно движущихся линий, сливаются в единое целое контрасты красок.
 
Автор трактатов по искусству итальянец Леон Баттиста Альберти определил уже в середине 15-го века совершенство как состояние, в котором нельзя изменить самой мельчайшей детали, не нарушив красоты в целом. Рафаэль идеальным образом выполняет это эстетическое требование. В «Сикстинской мадонне» нашла свое совершеннейшее воплощение самая значительная наряду с распятием тема христианской живописи. В этом произведении Рафаэлю удалось придать образу из культа общечеловеческие черты.
 
"...Приходит мысль, что эта картина родилась в минуту чуда: занавес раздернулся, и тайна неба открылась глазам человека. Все происходит на небе: оно кажется пустым и как будто туманным, но это не пустота и не туман, а какой-то тихий, неестественный свет, полный ангелами... И Рафаэль прекрасно подписал свое имя на картине: внизу ее, с границы земли, один из двух ангелов устремил задумчивые глаза в высоту; важная, глубокая мысль царствует на младенческом лице: не таков ли был и Рафаэль в то время, когда он думал о своей Мадонне? Будь младенцем, будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной. И как мало средств нужно было живописцу, чтобы произвести нечто такое, чего нельзя истощить мыслею! Он писал не для глаз, все обнимающих во мгновение и на мгновение, но для души, которая, чем более ищет, тем более находит..."
- писал русский поэт Василий Жуковский.

Raffael (Raffaelo Santi), «Die Sixtinische Madonna»

Дрезден. Галерея старых мастеров: Мадонна с младенцем - один из любимых сюжетов средневековья

Бенвенуто Тизи, прозвище Гарофало (итал. Benvenuto Tisi Garofalo, настоящее имя Benvenuto da Tisi) (1481, Феррара — 6 сентября 1559, там же) — итальянский художник. Своё прозвище художник получил по гвоздике на своём гербе.

С 1491 года Гарафало состоял в Ферраре на обучении у Доменико Панетти, а в 1498 г. отправился в странствия, которые привели его в Кремону в мастерскую Боккаччио Боккаччини. В январе 1499 г. он тайно покинул своего учителя и оправился в Рим, где работал вместе с флорентийцем Джованни Балдини. В 1501 г. он перебрался в Болонью, где два года работал в мастерской Лоренцо Коста, потом вернулся в Феррару в 1504 г. и работал некоторое время с братьями Досси.

В 1509 г. состоялся его второй переезд в Рим, где Бенвенуто Тизи работал с Рафаэлем, пытаясь приблизить ломбардский стиль к стилю Рафаэля. В 1512 г. Тизи вернулся в родной город, где выполнял многочисленные заказы герцога Альфонса. В 1531 году Тизи ослеп на один глаз, но несмотря на это, он продолжал работать, пока не ослеп окончательно в 1550 году.
Garofalo (Benvenuto Tisi)
«Maria in Anbetung des Kindes und Engel mit den Passionswerkzeugen»

Дрезден. Галерея старых мастеров: «Спящая Венера» Джорджоне


«Спящая Венера» Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione) (около 1477-1510) относится к важнейшим произведениям итальянского Высокого Возрождения. Эта лежащая нагая женская фигура, обаятельная и естественная, - настоящий гимн человеческой красоте. Никогда ранее на картине не было еще передано в такой гармонии сочетание телесного и духовного совершенства. Поэтому произведение Джорджоне стало образцом при всех позднейших интерпретациях этой темы. Но не только согласие телесных и духовных качеств возводит Джорджоне в этой выдержанной в античном духе композиции ДО уровня идеала всесторонне развитого человека. Ему - одним из первых среди художников - удалось создать впечатление единства человека и природы. Человек и природа восприняты здесь в состоянии покоя. Эту идею мастер выражает языком классически пропорциональных форм. Картина очаровывает плавностью линий и приглушенной красочной оркестровкой. После ранней смерти Джорджоне - он умер в 1510 году от чумы - картина была завершена Тицианом.

Künstler / Herkunft: Giorgione (Giorgio da Castelfranco); Tizian (Tiziano Vecellio)
Titel: «Schlummernde Venus»
Künstlerdaten: Giorgione, eigentlich Giorgio da Castelfranco (geboren 1477 oder 1478 in Castelfranco, gestorben 1510 in Venedig)
Datierung: um 1508/ 10
Material / Technik: Öl auf Leinwand
Maße: Höhe: 108,5 cm Breite: 175 cm
Standort: Gemäldegalerie Alte Meister
Inventarnummer: Gal. Nr. 185

Дрезден. Галерея старых мастеров: У каждого времени - своя красота

Künstler / Herkunft: Hals, Jan
Titel: «Frau Schmale»
Datierung: 1644
Material / Technik: Öl auf Leinwand
Maße: Höhe: 76 cm Breite: 63 cm
Standort: Gemäldegalerie Alte Meister
Inventarnummer: Gal. Nr. 1361
Abbildungsvorlage: Verfügbar als Ektachrome oder High-End-Scan
Bestellnummer: AM-1361-PS01.tif
Rechteinhaber: Staatliche Kunstsammlungen Dresden
Aufnahme: Asmus Steuerlein
Besondere Verwendungshinweise: Verwendung nur mit Genehmigung und Quellenangabe

Дрезден. Галерея Старых мастеров: Триптих «Ursula-Altar»

Урсула (? - 383) — католическая святая, героиня христианской агиографической легенды, широко распространенной в средние века в западноевропейских странах. День памяти в православной церкви — 3 ноября (с 2006 года — местнопочитаемой святой Берлинской и Германской епархии РПЦ МП).

Согласно преданию, Урсула жила в середине IV века и была обратившейся в христианство дочерью британского короля; она была так прекрасна и мудра, что слава o ней дошла до дальних стран. Пытаясь избежать нежелательного замужества с принцем-язычником, и вместе с тем оградить своего отца от угроз могущественного претендента на ее руку, дала согласие на брак при условии, что оба короля должны послать Урсуле в качестве утешения десять благочестивых дев, каждую из которых должны сопровождать тысяча девиц; им должны быть даны корабли и три года, которые они могли бы посвятить своему девичеству; между тем жених должен принять христианскую веру и изучить христианские обычаи. Условия свадьбы были приняты.

По совету Урсулы были собраны благородные девы из различных королевств. Они выбрали Урсулу своей предводительницей. Когда все корабли были готовы,и когда Урсула обратила всех своих подруг к вере, она повела 11 кораблей в сторону Галлии в порт Киэлла. Оттуда они отправились в Кёльн. Там явился Урсуле ангел, и дал указание вести всю общину в Рим, а затем вернуться, и принять в Кёльне венец мученической смерти.

Все корабли доплыли до города Базеля. Там девы оставили их и отправились пешком в Рим. В Риме Урсулу принял папа Кириак (мифический персонаж), знавший об уготованном Урсуле и её спутницам мученичестве и пожелавший разделить его c ними; он рассказал всем o своем решении, торжественно сложил c себя сан и присоединился к странницам. На обратном пути под Кёльном на паломниц напали гунны. Ненавидящие христианство, возмущенные принятым девами обетом безбрачия, они их всех истребили. Последней погибла Урсула, отказавшаяся стать женой пленённого её красотою вождя гуннов. Позднее католическая церковь объявила Урсулу святой мученицей за веру.


Breu d. Ä., Jörg
«Ursula-Altar»

Дрезденская Галерея старых мастеров: Геррит ван Хонтхорст, «Зубной врач» (1622)

ХОНТХОРСТ (ГОНТГОРСТ), ГЕРРИТ ВАН (Honthorst, Gerrit van) (1590–1656), нидерландский художник, один из лидеров караваджизма во внеитальянской живописи. Оказал заметное влияние на Рембрандта.

Родился в Утрехте 4 ноября 1590 в семье художника Х.ван Хонтхорста. В 1600-е годы учился в мастерской А.Блумарта. Между 1610 и 1615 приехал в Италию, где жил в Риме, завоевав призвание религиозными картинами, обыгрывающими эффекты ночного освещения; получил от итальянцев прозвище «Герард Ночной» (Gherardo delle Nottе). По возвращении на родину работал в Утрехте (с 1620), а также в Лондоне (1628), затем преимущественно в Гааге, а с 1652 – снова в Утрехте. Войдя, вместе с Х.ван Тербрюггеном и Д.Бабюреном в число так называемых «утрехтских каравджистов», был самым преуспевающим среди них, пользуясь немалой известностью в европейских придворных кругах.

В отличие от более поэтически-созерцательного Тербрюггена, был мастером театрализованных, сильных по живописной режиссуре мизансцен, драматических либо комедийных. В ранний и зрелый период писал преимущественно ночные сцены, освещенные свечой или факелом, в позднем творчестве тяготел к менее контрастным, светлым цветовым гаммам. Был мастером религиозной, мифологической и жанровой картины (Моление о чаше, ок. 1617, Эрмитаж, Петербург; Христос перед Каиафой, ок. 1617, Национальная галерея, Лондон; Освобождение святого Петра из темницы, ок. 1616–1620, Картинная галерея Национальных музеев, Берлин; Венчание терниями, ок. 1622, Государственный музей, Амстердам; Зубной врач, 1622, Картинная галерея «Старые мастера» Дрезден; парные Весельчак и Музыкантша, 1624, Эрмитаж, Петербург).

В 1620–1640-е годы написал также немало больших картин-панно для украшения дворцовых интерьеров, в том числе декоративных плафонов (живописное убранство Оранского зала дворца Хёйс-тен-босх в Гааге, 1649; и др.), а также эффектных придворных портретов (Принц Фридрих Генрих Оранский и Амалия ван Сольмс, 1637–1638, Маурицхейс, Гаага; и др.).

Умер Хонтхорст в Утрехте 27 апреля 1656.

Дрезденская Галерея старых мастеров: Но среди экспонатов - не только картины...

 

А вот - ещё более знакомый сюжет...

Künstler / Herkunft: Jordaens, Jacob
Titel: «Der verlorene Sohn»

Дрезденская Галерея старых мастеров: Но некоторые сюжеты кажутся до боли знакомыми...

Картину «Диоген, с фонарём ищущий Человека на рынке» художник написал около 1643 г. Большое полотно изображает торжище. На первом плане громоздятся овощи, живность. Между горами снеди — почти неотличимые от товара лоснящиеся лица торговцев. И среди этого изобилия — сутулая, измождённая фигура старика. Он движется прямо на зрителя из глубины картины, разрезая композицию надвое, словно корабль, рассекающий волны. Безумный мудрец ищет того, кто достоин имени Человека.

Диоген Синопский (около 400 около 325 до н. э.) — древнегреческий философ, проповедовавший аскетизм (добровольный отказ от жизненных благ). По преданию, жил в бочке; среди дня ходил с фонарём по рыночной площади Афин, говоря: «Человека ищу», т. е. искал человека, достойного так называться.

Jordaens, Jacob
«Diogenes mit der Laterne, auf dem Markt Menschen suchend»

Дрезденская Галерея старых мастеров: Большинство картин - на мифические или библейские сюжеты

Якоб Йорданс (нидерл. Jacob Jordaens) (19 мая 1593, Антверпен — 18 октября 1678, Антверпен) — фламандский живописец, график и художник-декоратор эпохи барокко, представитель антверпенской школы живописи. С 1607 г. учился у Адама ван Ноорта. В 1616 г. женился на его дочери. Всю свою жизнь прожил во Фландрии, только в 1641 г. работал недолго в Англии. Его картины можно найти в любой церкви Антверпена. Даже после его обращения к кальвинизму в 1645 г. католическая церковь продолжала заказывать ему работы. Йорданс считается, особенно после смерти Рубенса, оказавшего на него большое влияние, одним из выдающихся представителей фламандского барокко.
Jordaens, Jacob
«Die Darstellung im Tempel»

Дрезденская Галерея старых мастеров

Фотографировать можно только без штатива и без вспышки, освещение слабое, но всё равно сильно мешают блики...

Дрезденская Галерея старых мастеров: Экспонат №1 - «Король Август II Польский на лошади»

Только при Августе Сильном (он же Август II Польский, 1697 - 1733гг.) этот провинциализм в отношении искусства был преодолён. Во время своего двухлетнего путешествия он, на опыте придворной жизни в Германии и в других странах, убедился, насколько искусство, способствует усилению княжеского великолепия. Август, собравший в Дрездене значительную коллекцию памятников античного времени и всю жизнь страстно коллекционировавший восточно-азиатский фарфор, проявил огромный интерес и к созданию собрания картин. Ловкие агенты и комиссары приобретали картины на заграничных рынках, первое место среди которых в то время занимал Антверпен. Соответственно расширилась и коллекция, и в 1722 году король получил придворному архитектору Леплату инвентаризировать рассеянные по разным местам картины и из лучших из них составить собственную картинную галерею. Эта галерея была размещена на специально приспособленном для этой цели втором этаже так называемых «Конюшен» в Юденхофе, и Леплат был назначен первым инспектором галереи. Согласно старым инвентарным спискам коллекция избранных картин состояла из 1938 экземпляров. Таким образом, можно считать, что именно 1722 год является годом основания галереи. В последующие годы галерея также расширялась благодаря значительным приобретениям у частных лиц и торговцев картинами, и к концу жизни Августа Cильного галерея, с её отделениями итальянского фламандского и голландского искусства, уже входила в число наиболее значительных коллекций того времени.

Louis de Silvestre,
«König August II. von Polen (1670-1733) zu Pferde»

Дрезденская Галерея старых мастеров: С трепетом поднимаемся по легендарным ступеням...


Дрезден, которому около 800 лет, возник на месте брода, где Эльбу пересекал важный торговый путь. С конца XV века город стал резиденцией саксонских курфюрстов.

В XVIII веке там были построены в стиле барокко всемирно известные дворцы Цвингера, церкви Хофкирхе и Фраценкирхе, католическая церковь, Терраса Брюля и многие красочно украшенные дома бюргеров. Среди музеев города со времен Августа Сильного известна картинная галерея.

История возникновения Дрезденской галереи, основанной в XVI веке, сложна и обширна, поэтому здесь может быть дана лишь общая характеристика главных периодов, из бесчисленных дат и имен, связанных с созданием галереи, остановимся лишь на некоторых.

В 1505г. саксонский курфюрст Фридрих Мудрый пригласил ко двору крупнейшего живописца своего времени Лукаса Кранаха, основавшего в Виттелберге большую мастерскую, которая не только выполняла заказы церкви на алтарные картины, но и удовлетворяла потребности двора в живописи светского характера. Когда курфюрет Август в 1560г. основал в дрезденском замке одну из модных в то время «Кунсткамер», то в ней, наряду с естественно-историческими редкостями, научными инструментами и механическими аппаратами, имелись и произведения искусства; среди последних основное место занимали, по-видимому, картины из мастерских Кранаха. Уже в 1600 году в «Кунсткамере» были картины и других немецких и голландских мастеров того времени и предшествующих эпох. Во второй половине XVII века благодаря личным связям курфюретов в Италии, там, особенно в Венеции были приобретены картины, обогатившие коллекцию; так в Дрезден попали две картины Рубенса. Не следует, однако, думать что главным стимулом этого коллекционирования был чисто художественный интерес. В основном преобладало наивное любопытство и пристрастие ко всевозможным библейским и языческим сказаниям и персонажам, а также к курьезным явлениям и случаям.

Святогорье

 

Святогорье

 

Святогорье

 

Святогорье

 

Святогорье

 

Святогорье

 

Святогорье

 

Святогорье

 

Святогорье