четверг, 21 января 2010 г.

Величка. Соляные копи: Часовня Св. Кинги (Kaplica Sw. Kingi)

Часовня св. Кинги (II нижний уровень, глубина - 101 м) это самое внушительное и самое великолепное по своей форме подземное святилище. Выдолбленная в соляной глыбе она с 1986 года исполняет религиозные функции. Архитектурный декор часовни создается вот уже более 100 лет. С конца XIX столетия до 1963 года скульптурными работами занимались горняки-самоучки: Юзеф и Томаш Марковские и Антоний Выродек. Современное поколение велических горняков реализует в ее интерьере очередные скульптурные проекты.

Скульптурные работы, украшающие боковые выемки часовни, то есть ее стены, иллюстрируют сцены из Нового завета. Ближе всего к лестнице, с правой стороны, находятся барельефы Приговор Ирода и Избиение младенцев, выше – сцены кукольной рождественской мистерии в Вефлиеме. Немного дальше часовня Матери Божьей с младенцем, увенчанная изображением Бога Отца, барельеф Бегство в Египет, а над ним Падающий Христос под крестом.

Пресвитерий часовни украшен как скульптурными работами с начала XX века, так и созданными за последние годы. Главный алтарь – один из старейших элементов декора, дело рук Юзефа Марковского, состоит из трех частей. Посредине виднеется фигура св. Кинги, окруженная кристаллами соли. В боковых нишах алтаря, между двумя парами колонн, стоят фигуры св. Юзефа и св. Клеменса.

По соседству с главным алтарем расположен боковой алтарь, посвященный Сердцу Господа Иисуса, барельеф «Двенадцатилетний Иисус, проповедующий в храме», и амвон, основание которого напоминает каменные стены Вавеля. В нише литургического стола помещаются реликвии св. Кинги. Распятие и две фигуры коленопреклоненных монахов это соляные копии алтаря из часовни св. Антония, которые в 1900 году экспонировались на Мировой выставке в Париже. Слева от главного алтаря виднеется барельеф Чудо в Канне Галилейской, рядом с ним находится алтарь Сердца Божьей Матери.

Слева от алтаря находится барельеф, представляющий Тайную вечерю. Это работа Антония Выродка, который создал его в подражание известной фреске Леонардо да Винчи. Вблизи Тайной вечери расположена часовня Воскресения Господнего. Очередной из барельефов – Фома Неверующий – создан в 60-е годы прошлого столетия.


Здесь же, при входе в часовню, посетители могут восхищаться самой «младшей» из скульптур, украшающих подземный храм. Фигура Иоанна Павла II это единственный в мире памятник, изваянный в соли. Памятник создал в 1999 году горняк-скульптор Станислав Анел вместе с помощниками Павлом Яновским и Петром Старовичем в знак благодарности за канонизацию Благословленной Кинги.

Часовню освещают расположенные под потолком в форме креста пять великолепных люстр с соляными подвесками. Весь декор и пол подземного храма выполнен в огромной глыбе соли.

Величка. Соляные копи: Часовня Св. Креста (Kaplica Sw. Krzyza)

Часовня находится в выработке XIX века, где ещё сохранились следы ручной добычи соли.

Ручная работа заключалась в выдалбливании расположенного в стене соляного блока ("клапца"), а затем отслаивании его от стены при помощи деревянных или стальных клиньев.

В часовне находятся деревянные скульптуры XVII века: распятие и Матерь Божья Победительница. У алтаря - фигуры двух коленопреклонённых монахов. Сегодня их силуэты едва различимы.

Распятие находится в престольной нише, обшитой древесиной.

Величка. Соляные копи: Околоствольный двор Кунегунда (Podszybie Kunegunda)

Околоствольный двор шурфа Кунегунда, соединяющий камеры Казимира Великого со II верхним уровнем (продольным штреком Кунегунда) возник в 1829 году. По этому шурфу транспортировали добытую соль из камер расположенных на II верхнем уровне (Братьев Марковских) на I уровень (Боно).

В глубине выработки видны многочисленные примеры вторичной кристаллизации соли. Это явление возникает в результате выпадения в осадок соединений соли из водных растворов горного массива. Они приобретают различную форму и окраску, в зависимости от конкретных условий (сталактиты, сталагмиты).

Гномы радуют самых маленьких туристов. Подземные добрые гномы охраняют соляное сокровище и помогают шахтёрам в работе. Фигурки гномиков изваял в 60-х годах XX века шахтёр Стефан Козик. Соляные человечки напоминают старинных шахтёров: дробильщиков, носильщиков, возниц и плотников.

Величка. Соляные копи: Продольный штрек Кунегунда (Poprzecznia Kunegunda)

Самой большой опасностью для соляных копий на протяжении столетий, были перстные поверхностные воды, и воды стекающие со скал окружающих месторождение. Попадая в копии, воды растворяли и выщелачивали соль. Крупнейшие катастрофы, связанные с действием воды, происходили во второй половине XIX века в поперечном штреке Клёски и в штреке Коллоредо.

В 1992 году в горизонтали Мина на IV уровне (на глубине около 175 метров), случилась катастрофическая для копей и всего города протечка воды. Вода прибывала со скоростью до 20 000 литров в минуту.

Оригинальные деревянные желоба служили для отвода подземных протечек в специальные резервуары (зумпфы), откуда воду направляли в специальные ёмкости на околоствольных дворах. Затем воду поднимали на поверхность в кожаных мешках (бульгах), либо в деревянных бадьях. В камере стоят также два гнома, вырезанные в соли Юзефом Марковским в начале XX века.

Величка. Соляные копи: Камера Пескова Скала (Komora Pieskowa Skaіa)



Это одна из прекраснейших камер соляных копей в Величке. Она выдолблена в складке пластовой (спизовой) соли. Камера соединяет первый и второй верхний уровень. В необычной по форме выработке остались многочисленные каверны после добычи прослоек чистой соли. Заметные на откосах царапины - результат работы дробильщиков, которые добывали соль вручную, с помощью железной кирки. На полу камеры - давняя лестница, выдолбленная в соли. По этой лестнице грузчики выносили в сумках (чумах) мелкую соль, засыпанную в деревянные лохани, с нижних уровней на верхние.

В центральной части камеры находится шурф Кшиштофоры, в котором расположен ручной крест - старинный деревянный механизм для вертикальной транспортировки соли.

В камере видны следы современных методов обеспечения безопасности выработанных пустот - многометровые прутья (анкера), сделанные из стали или из синтетических волокон. Закрепляемые смоляным клеем или цементным раствором, они надёжно укрепляют стены и кровлю выработки.

Величка. Соляные копи: Камера Казимира Великого (Komora Kazimierza Wielkiego)

Выработка выдолблена в глыбе зелёной соли в первой половине XVIII века, большая часть её защищена закладкой и костровой крепью. С 1968 года камера носит имя Казимира Великого, выдающегося польского короля, который дал Краковским копям свод законов (устав). Изданный в 1368 году, этот устав определял горное право, порядок трудоустройства, регулировал добычу и торговлю солью. В XIV века доходы Краковских копий составляли 1/3 часть доходов государственной казны. В те времена соль была достаточно дорогим товаром. Она применялась не только как приправа, но и являлась основным консервирующим средством.

В этой камере находится бюст короля Казимира Великого, изваянный в соли скульптором Владиславом Хапкой.

Конный привод саксонского типа (XVIII века) является подлинным деревянным механизмом, предназначавшимся для вертикальной транспортировки по шахтным шурфам огромных соляных глыб с нижних уровней на верхние.

Механизм приводили в движение четыре лошади, запряжённые в тягловые рычаги. Конный привод снабжён вертикальным валом с расположенным сверху барабаном, на который наматывались конопляные канаты. Неотъемлемой частью привода было специальное устройство - "куншт", расположенное в надшахтной части оно служило для изменения направления троса (с горизонтального на вертикальное).

Органную крепь в камере составляют установленные друг возле друга деревянные стояки, предохраняющие бока и кровлю от разрушительного воздействия горного массива. В боковой выемке штрека Кунегунда остались следы от буров.