среда, 30 декабря 2009 г.

Краков: Памятник Адаму Мицкевичу

Между Сукенницами и Мариацким костелом стоит памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, поставленный в 100-ю годовщину со дня рождения поэта в 1898 году. История памятника весьма интересна.

В 1848 году ректор Ягеллонского университета проф. Йозеф Майер предложил Мицкевицу кафедру Истории польской литературы. Тот принял предложение, однако университет его так и не дождался. За всю свою жизнь поэт так ни разу и не посетил Краков даже проездом. И только после смерти в 1890 году его прах был доставлен из Парижа и захоронен на вавельской кафедре.

Объявленный конкурс на памятник поэту выиграл, по мнению современников, далеко не лучший проект Тадеуша Стрыеньского. В основании памятника - 4 аллегорические фигуры: в сторону ул. Sienna - Отчизна, ул. Florianska - наука, к Сукенницам - мужество, и к костёлу Св. Войчеха - поэзия.

Когда город заняли немцы, то начали уничтожение польской культуры со сноса памятников великим полякам и снесли этот памятник в 1940 году. А восстановили его в 1955 году в сотую годовщину со дня смерти поэта.

Краковяне любят встречаться перед памятником Мицкевичу. "Перед Адасем", как говорят они. Благо периметр памятника довольно длинный, и места хватает всем. В первый четверг декабря, перед памятником проходит конкурс строителей шопок - рождественских домиков.

Краков: Фресочная икона на стене одного из домов


Королевская дорога (польск. Droga Królewska) — туристический маршрут через историческую часть Кракова в Польше. Kоролевская дорога проходит через весь Старый город (польск. Stare Miasto) с севера на юг. Начинаясь на площади Матейки она ведёт через Рыночную площадь (польск. Rynek Glowny) к Королевскому замку Вавель.
  • Площадь Матейко
  • Барбакан
  • Городские стены, Ворота Флориана
  • Флорианская улица
  • Рыночная площадь
  • Мариацкий костёл
  • Мариацкая площадь
  • Сукенницы
  • Памятник Адаму Мицкевичу
  • Музей Чарторысских
  • Доминиканский костёл
  • На площади Всех Святых
  • Костёл Францисканцев
  • Дворец Епископов
  • Костёл Св. Петра и Павла
  • Вавель

Краков. Сукенницы: Своды украшают гербы городов Речи Посполитой

Краков: Сукенницы

Суконные ряды (Сукеннице - Sukiennice) - находятся в центре рыночной площади. Впервые задние было построено в 1300 году королём Болеславом Стыдливым (Boleslaw Stydliwy). Тогда два существовавших суконных ряда соединили под одной крышей. Современное здание было построено в XIV веке королём Казимиром Великим. После пожара 1555 году оно было перестроено, появились различные украшения, маскароны (маски), прообразами для которых послужили лица городских начальников (видимо, в те годы начальство тоже не особенно жаловали).

Современный облик Сукенницы приобрели 1879 году после реконструкции под руководством архитектора Томаша Прилинского, когда к ним были пристроены аркадные ряды.

В одной из арок Сукенниц висит нож. По легенде этим ножом зарезал своего брата один из строителей Мариацкого костёла. По другому преданию этим ножом ворам отрезали уши. Т.е. в первый раз отрезали волосы (в те времена волосы у мужчин были длинные, их не стригли почти налысо, как сейчас), и сразу было видно: кто без волос - тот вор. Ну а ели волосы уже были отрезаны - тогда уже отрезали уши.
 
Внутри Сукенниц сегодня располагаются сувенирные лавки, кафе, рестораны, а на втором этаже находится экспозиция национального музея (открыта в 1879 году).
 

Краков: Украшения на Сукенницах

Краков: Мариацкий костёл



Главным алтарём Мариацкого костёла является деревянный алтарь Вита Ствоша второй половины XV в. Это один из самых больших готических алтарей в Европе. Сделанный целиком из дерева в форме огромного шкафа с открывающимися створами размером 11 х 13 м, с фигурами высотой около 2,7 м. Расписанная и богато позолоченная резьба алтаря представляет сцены из Священного писания. Главной темой алтаря является успение Богородицы.

Основанием алтаря является пределла с генеалогическим деревом Христа и Марии. Шкаф плиты алтаря украшают четыре створки. Открытый алтарь изображает таинство радости Марии – от Благовещения до ниспослания Святого Духа – на створах, в центральной части – Успение Девы Марии в окружении апостолов, выше – Вознесение и коронацию в сопровождении св.Войцеха и св.Станислава. При закрытых створах алтаря взору предстают двенадцать сцен страданий Марии.

С Мариацким костёлом связано несколько легенд, одна из которых рассказывает о подробностях его строительства. Построить столь величественное здание - задача не из лёгких. Поэтому возведением Мариацкого костёла руководили сразу две семьи – известных в Кракове древних родов. Строительство продолжалось не один год, а решение возникающих проблем требовало слаженности действий, и главы семей приняли решение о соединении – для этого их дети должны были вступить в брак.

Отец, у которой был сын, заранее радовался: ведь муж – глава семьи, а это значит, что его род получал бы превосходство. Но представитель другой семьи, у которого была дочь, решил заключить хитрый договор: согласно ему дети руководили строительством двух башен отдельно друг от друга, и семья того, чья башня получится выше и лучше, получала бы превосходство в новом союзе.

Семья, отдававшая сына, конечно, согласилась, ведь строительство – не женское дело. Они заранее были уверены в успехе. Не они учли одного обстоятельства... После свадьбы молодая жена стала столь добросовестно исполнять супружеские обязанности, что под утро у молодого мужа просто не оставалось сил. А жена, наоборот, получив заряд бодрости, была полна энергии. В результате строительство её башни продвигалось значительно успешнее, чем у супруга. Отец молодого супруга не раз пытался наставить сына на путь истинный, но как устоять перед женскими чарами? В результате семья, отдавшая дочь, выиграла спор. Однако, за время семейной жизни супруги так искренне полюбили друг друга, что вопрос о том, кто главный в семье уже не возникал.

Краков: Мариацкий костёл и Сукенницы

Кафедральный собор Успения Святой Девы Марии (Мариацкий костёл) – это готическое трёхнефное строение с шестью открытыми внутрь часовнями, восьмиугольным пресвитерием и двумя башнями.

Первый костёл на этом месте был деревянный, и когда отслужил своё - на его месте в 1221-1222 годах был поставлен новый романский, по размерами близкий к сегодняшнему. Но и он был уничтожен во время набега татар.

Позднее, фундамент того костёла был частично использован, когда в 1290 году началось строительство нового костёла, уже в готическом стиле. Именно поэтому сегодня он стоит под углом к Рыночной площади - ведь старый костёл строился ещё до введения локационного плана. В XIV-м веке здание было перестроено и приобрело готический стиль.

Большая башня имеет высоту 81 метр. В средние века она была сторожевой, а восьмиугольное окончание приобрела в 1478 году; белая корона добавлена в 1664-м.

Внутри находится богатое готическое, ренессансное и барочное оснащение.

В старину около Мариацкого костёла располагалось кладбище. В настоящее время здесь находится Мариацкая площадь с фонтаном с бронзовой фигурой мальчика, являющейся копией одной из фигур Мариацкого алтаря, даром краковских ремесленников городу.

Ежедневно каждый час с башни разносится мелодия хейнала.

Краков: Башня ратуши

Башня ратуши является уцелевшей частью готической ратуши нач. XIV в.

Пострена из кирпича, украшена каменной облицовкой из белого известняка. Была возведена на фундаменте более раннего здания. Покрыта уже третьим – на этот раз барочным – шлемом, так как предыдущие сгорели.

В 1960 г. башня была реконструирована и передана Историческому музею г.Кракова. Экспозиция посвящена истории городских властей. Достроена новая входная лестница, украшенная каменными львами, привезенными из дворца Морстинов в Плавовицах недалеко от Прошовиц.

В угловых частях второго этажа находятся позднеготические порталы и каменные маскароны, восходящие к XIV в. Внутри башни, на первом этаже находится готическое помещение, которое раньше было сокровищницей ратуши.

Из окон помещения наивысшего этажа, где когда-то держали в заключении осуждённых, открывается прекрасный вид на Рынок и близлежащие здания.

В старинных подвалах, где когда-то были казематы, находится кафе и сатирический театр «Маскарон».