понедельник, 16 ноября 2009 г.

Дрезден. Оружейная палата: Церемониальный меч для посвящения в рыцари

Этим мечем Август II Сильный, курфюрст Саксонии и король Польши в июне 1722 посвятил в рыцари Ордена Золотого руна своего сына курпринца Фридриха Августа II Саксонскго (Августа III Польского).

Mit dem Schwert hat August II., der Starke, Kurfurst von Sachsen und Konig von Polen, im Juni 1722 seinen Sohn, den Kurprinzen Friedrich August (II.) von Sachsen, nachmals Augst III. von Polen, zum Ritter des Ordens vom Goldenen Vlies geschlagen. In einer nach 1722 entstandenen Dokumentation des Karussells der Vier Elemente zur Hochzeit des Kurprinzen 1719 in Dresden ist August der Starke selbst mit diesem Schwert als Chef des Feuers dargestellt. Klinge bezeichnet: Konigskopf (imitiert); Schmale Gratklinge, abgeflacht, Hohlschliff, geatzt; Gefa? und Scheidenbeschlag Gold, 1132 Diamantdicksteine; Rubinspinelle; Kastenfassungen Silber, vergoldet, emailliert (Nielloimitat); Scheide Holz, Seidensamt ponceaurot (erneuert); Gesamtlange 93,7 cm; Klingenlange 78,8 cm; Gewicht 840 g; Scheide: Lange 83,2 cm; Gewicht 120 g

Дрезден. Оружейная палата: Парадные доспехи - красивые и дорогие

Парадные шлем и кираса


Парадный шлем - закалённая сталь, гравировка, позолота

Ритуальный меч

Дрезден. Оружейная палата: Польская карацена - кожаный доспех, покрытый стальными позолочеными пластинами

В XVI—XVII веках в Польше и Литве (а также среди белорусской и украинской шляхты) в связи с очень модной теорией сарматизма времён Яна Собеского о сарматском происхождении шляхты (предками холопов считались другие народы) были очень популярны доспехи из карацены (прочной клёпаной чешуи), стилизованные под чешуйчатые доспехи сарматских катафрактариев. Причём из карацены нередко делали даже парадные шлемы таких доспехов. Как и современные им гусарские доспехи. Они обычно защищали только корпус и руки, иногда имея набедренники, но встречались также и доспехи в полный рост. Один из таких доспехов в полный рост хранится в Оружейной Палате Кремля, а другой точно такой же, принадлежащий роду Унишовских, хранится в Замке Вавель.

Дрезден. Оружейная палата: Парадные германские латы с чеканкой и позолотой

Парадный доспех — доспех для парадных выездов и торжественных церемоний. Мог являться непригодным для боя, в Европе нередко одновременно являлся турнирным доспехом. В Средневековой Европе:
  • до XV века в качестве парадных доспехов использовали боевые, дополнительно украшенные геральдикой: нашлемными фигурами (из папье-маше, пергамента, ткани, кожи, дерева), наплечными щитками, и гербами на сюрко, намете, конской попоне и бригантине. Некоторые надевали поверх шлема или кольчужного капюшона настоящую корону. Кроме того, кольчуги украшались вплетёнными медными кольцами, отполированными до золотого блеска. Шлемы иногда расписывали раствором золота в ртути, после испарения которой на шлеме оставался золотой рисунок. Дополнительно носился обильно украшенный рыцарский пояс из золотых или позолоченных бляшек (фактически перевязь меча в виде широкого пояса), а в XIV веке появились цепи (для подвешивания оружия и шлема), которые также могли украшаться.
  • в XV веке, в связи с повсеместным распространением лат, появились отдельно изготовленные парадные доспехи на основе боевых, отличающиеся от них прежде всего тем, что были расписаны золотом. При этом в Германии дорогие доспехи, даже не являвшиеся парадными, имели обильное гофрирование, а латная обувь снабжалась отстёгиваемыми вычурно длинными носами. А в Италии имели хождение обильно украшенные парадные шлемы с открытым лицом.
  • кроме того, XV-XVI веках некоторые парадные латы обтягивали нарядной тканью украшеной геральдикой и прибитой к металлу фигурными заклёпками. Причём, у некоторых из таких доспехов металлическую основу, скрытую под тканью, для облегечения веса обильно перфорировали, так что такой облегчённый доспех был непригоден для боя, хотя и мог использоваться для турнирных поединков булавах. Что примечательно, металлические кирасы обтянутые тканью, фактически появились ещё в конце XIV века, являясь тогда разновидностью крупнопластиначтых бригантин (корацин), переходных к от брингатин к латам.
  • в конце XV-начале XVI века, как влияние Эпохи Возрождения, появились парадные доспехи в античном стиле, созданные в подражание римским и древнегреческим доспехам.
  • в начале же XVI века был настоящий пик моды на парадные доспехи в виде одежды, именуемые костюмными
  • некоторые парадные доспехи XVI века, именующиеся гротескными доспехами, либо имели забрало в виде человеческого лица, либо вовсе делались в виде животных и мифологических существ
  • в том же XVI веке некоторые доспехи расписывали эмалью, рисуя на них настоящие картины в стиле современных им картин Эпохи Возрождения. Естественно, при ударе по доспеху эмаль не выдерживала и рассыпалась, от чего эти доспехи, хоть и держали удар оружия, были предназначены для парада, а не для боя. Тогда же, в дополнение к росписи золотом, получили распространенbе доспехи, покрытые чеканкой и гравировкой, а также аппликациями из золотых и серебряных пластин.

Дрезден. Оружейная палата: Турнирные доспехи для пеших поединков

Доспех для пешего турнира — изначально отличался очень длинной латной юбкой колокольчиком, для надёжной защиты половых органов. Но позднее с развитием доспешного искусства появились варианты, дававшие надёжную защиту и без длинной латной юбки.

Другой характерной особенностью был шлем с опорой на плечи, в котором импульс удара по шлему во избежание сотрясений передавался не голове, а плечам. При этом для поединков с тупым оружием вроде булавы (т.е. при отсутствии опасности, что остриё оружия случайно попадёт в глаз), вместо забрала использовалась крупная решётка из толстых прутьев, дававшая хороший обзор.

Для защиты пальцев на руках как правило использовались латные рукавицы, хорошо держащие удар по пальцам. Что любопытно, шлем сидящий на плечах, рукавицы и длинная латная юбка делали данный доспех похожим общими очертаниями на кастен-бруст.

Дрезден. Оружейная палата: Детские доспехи саксонских курпринцев

В XIII веке рыцарский турнир нередко сопровождался тяжёлыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать царицу турнира. Турниры прекратились в XVI веке, когда рыцарская конница утратила своё значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян. Формальным поводом для запрета турниров стал несчастный случай, произошедший в 1559 году на турнире в честь мирных договоров Франции с Испанией и Савойей, когда граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья.

Но не смотря на всё это каждый высокородный мальчик с детства мечтал стать непобедимым рыцарем.

Дрезден. Оружейная палата: Конная сшибка (реконструкция)

Рыцарский турнир — военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров — Франция. «Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (первая половина XI века). Назначение турнира — демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Он происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.

Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира.

Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвященных в рыцарское звание, так называемое «жюте». Такой поединок назывался тиост — поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание — имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп.

Дрезден. Оружейная палата: Турнирный доспех

Турнирный доспех — доспех для турнирных поединков. Мог, но не обязательно, одновременно являться парадным доспехом. Классические турнирные доспехи (конца XV и всего XVI веков) в связи со слишком узкой специализацией были непригодны для настоящего боя. Так классический доспех для пешего боя не был пригоден для конного боя, а доспех для копейной сшибки не годился не только для пешего боя, но и для того чтобы рубиться на коне. Кроме узкоспециализированных доспехов, существовали также и доспешные гарнитуры, представлявшие собой настоящий конструктор из латных частей. Из него можно было собрать любой турнирный или боевой доспех, и даже парадный доспех.

Доспех для конной сшибки отличался крайне узкой специализацией, делавшей его не годным ни для чего другого. При весе нередко вдвое превышавшем боевой доспех, он давал гораздо менее полную защиту в сочетании с минимальной подвижностью и минимальным обзором. Состоял из толстой кирасы к которой привинчивался турнирный шлем жабья голова, обладавшей помимо надёжной защиты на редкость плохим обзором.

Поскольку доспех очень много весил, то на руку держащую копьё и защищённую огромной гардой размером с щит обычно не надевали ни латной рукавицы, ни латной перчатки. Так как удар копья по правилам шёл под углом вверх-вперёд, то по ногам можно было попасть либо намеренно, либо при несчастном случае. Поэтому ради облегчения веса ноги либо вовсе не защищали, либо их защиту ограничивали набедренными щитками, вместо которых иногда присутствовали набедренники пристёгнутые к кирасе или латной юбке. Впрочем при желании (например для парадного выезда) можно было надеть и полную защиту ног от другого доспеха.

Копейный крюк на кирасе был намного мощнее чем обычно, и часто, в отличие от обычного, торчал не только вперёд, но и назад. Поскольку активных движений в доспехе не предполагалось, то защита руки держащей повод была своеобразной — вместо латной рукавицы, использовался отросток наруча имевший П-образный профиль. Щитки, защищающие подмышки, были крупнее чем обычно, в связи с отсутствием необходимости активно двигаться. Щит изначально просто крепился как обычно, затем стал крепиться шнурами к кирасе с опорой на специальную подпорку. Позже его и вовсе стали привинчивать винтами.

Дрезден. Оружейная палата: Парадные доспехи для лошади и всадника Короля Швеции Эрика XIV

Во внешней политике усилия короля Эрика XIV были направлены на укрепление Швеции, превращение её в великую державу. В отличие от своего отца, который удовлетворился статусом независимого королевства, он стремился расширить своё влияние на страны Балтии и Эстляндию. Экспансионистская политика привела к столкновению с двоюродным братом, королем Дании Фредериком II. Стремясь к заключению выгодных политических альянсов, Эрик делал неудачные предложения о замужестве королеве Англии Елизавете I и королеве Шотландии Марии Стюарт. В 1567 году (официально 4 июля 1568) женился на девушке незнатного происхождения Карин Монсдоттер (6 ноября 1550 — 13 сентября 1612, швед. Karin Månsdotter).

Во внутренней политике амбиции Эрика наталкивались на противодействие шведской знати, среди его оппонентов был и его сводный брат Юхан, позднее ставший шведским королем под именем Юхана III. Недовольный политикой брата, Юхан женился на Катерине Ягеллонке — сестре польского короля Сигизмунда II Августа, с которым воевала Швеция, и получил от него несколько крепостей. Эрик сократил власть дворянства и приступил к завоеванию Эстляндии, тем самым оказавшись в ссоре со своим братом, герцогом Финляндии. Юхан был обвинен в измене и в 1563 году риксдаг приговорил его к смерти. Эрик пленил Юхана и заключил в замок Грипсхольм (швед. Gripsholms).

Большую часть правления Эрика Швеция участвовала в т. н. Северной семилетней войне (1563—1570) против Дании, Польши и Любека. В первые годы войны Дания, воспользовавшись противостоянием Эрика и Юхана, вела успешные действия на территории Швеции, и только к концу царствования шведам удалось отвоевать захваченные территории. Также Швеция участвовала в Ливонской войне против России, захватив в 1561 году после распада Ливонского ордена северную часть Эстляндии с Ревелем.

Все эти годы психическое состояние Эрика постепенно ухудшалось, его действия становились всё более своевольными и подверженными внезапным обострениям болезни. В 1567 году он совершил расправу над семьёй Стуре в Уппсале. В 1568 году он был свергнут Юханом и другим братом, Карлом, с престола и заключен под стражу, потеряв «все королевские права на Швецию».
Libaerts, Eliseus
«Prunkharnisch fur Mann und Ross des Konigs Erik XIV. von Schweden»
Antwerpen, 1560-1564
Eisen geschmiedet, getrieben, geatzt, ziseliert, poliert und vergoldet;
Futter roter Seidensamt;
Gesamtgewicht 60,2kg

Дрезден. Оружейная палата: Двое из ларца, одинаковых с лица

Боевые доспехи для дружинника и коня. Состоят из конских лат, мундштука, седла, пары стремян. Закалённая полированная сталь. Изготовлены в Аугсбурге во второй четверти 16 века.
Augsburg
«Feldharnisch fur Mann und Ross. Bestehend aus Rossharnisch, Kandare, Kurasssattel, Paar Steigbugel»
2. Viertel des 16. Jh. (1548 ?)
Eisen, getrieben, poliert; Plattnermarke auf der linken Hentze

Дрезден. Оружейная палата: Парадные латы Короля Швеции Эрика XIV

Изготовлены для Короля Швеции Эрика XIV, куплены в 1603 курфюрстом Кристианом II Саксеном для своего младшего брата Иогана Георга I.

Эрик XIV (швед. Erik XIV, 13 декабря 1533, Стокгольм — 26 февраля 1577, замок Эрбюхус) — король Швеции из династии Васа, правивший с 1560 по 1568 год.

Сын шведского короля Густава I и Катарины, герцогини Саксен-Лауэнбургской (24 сентября 1513 — 23 сентября 1535, швед. Katarina av Sachsen-Lauenburg). Был также правителем Эстляндии после её перехода под власть Швеции в 1561 году. Эрик был образованным человеком с артистическими задатками, стремившийся к политической власти, но уже в ранние годы его правления обнаружились признаки душевного расстройства, в итоге развившиеся в шизофрению. Свергнут и заключен под стражу сводным братом Юханом. Умер от отравления мышьяком.
Libaerts, Eliseus
«Prunkharnisch. Gefertigt fur Konig Erik XIV. von Schweden, 1603 von Kurfurst Christian II. von Sachsen fur seinen jungeren Bruder, Johann Georg (I.) gekauft»

Дрезден. Оружейная палата: Кольчужка мифриловая, эльфами плетёная...

Морион — шлем с высоким гребнем и сильно загнутыми спереди и сзади полями. Появился предположительно в Испании в начале XVI века. Входил в комплект доспехов пеших копейщиков. Позднее стал элементом доспехов дворцовой стражи европейских монархов. Выковывался из одного куска металла и, как правило, был украшен сложным травлёным орнаментом или гравировкой.

Кольчуга, Кольчатый доспех — доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Носила в зависимости от разновидности различные названия: кольчуга, панцырь, байдана, яцерин. Использовались разные виды кольчуг — от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков (hauberk), покрывавших тело полностью, с головы до ног.

Кольчуги получили очень широкое распространение, как в Европе, так и в Азии благодаря относительной простоте изготовления. Чтобы изготовить кольчугу требовалось только несколько килограммов железа, устройство для вытяжки проволоки и терпение для однообразной работы по изготовлению из проволоки колец и плетению из колец самой кольчуги (для кольчужной рубахи это несколько сот человеко-часов, не учитывая время изготовления проволоки или ковки колец индивидуально). После изготовления такой доспех мог служить практически вечно — при его повреждении было достаточно залатать кольчугу пригоршней новых колец.

Мифрил (Эльфийское или истинное серебро) — мифический драгоценный металл, присутствующий в ряде фэнтезийных вселенных. Основные приписываемые ему свойства — невероятная легкость в сочетании с невероятной прочностью.

Дрезден. Оружейная палата: Живая история развития оружия

Дрезден. Оружейная палата: Блеск холодного оружия завораживает

Дрезден. Оружейная палата: У каждого поколения - свои игрушки

Основоположником коллекции Дрезденской оружейной палаты считается саксонский герцог Альбрехт Храбрый. Первоначально это было обычное хранилище доспехов, в дальнейшем — хранилище дорогих доспехов и оружия для дворцовых турниров курфюрста. Целенаправленно коллекционированием начал заниматься курфюрст Август. Часть доспехов была куплена, некоторые изготавливались непосредственно в Дрездене, некоторые экземпляры были получены в качестве подарков. В последующие годы были приобретены также работы итальянских, французских и испанских мастеров оружейного дела. Находятся в музее и военные трофеи. Так, участвовавший в сражении с турками под Веной курфюрст Йоганн-Георг III, пополнил дрезденскую коллекцию восточным оружием.

Август Сильный, хотя и считается учредителем дрезденского собрания огнестрельного оружия, коллекционированию уделял мало внимания. Интересным экспонатом музея является шпага, подаренная ему Петром Первым. В 1831 г. музей перешёл в руки государства и стал называться «Королевским историческим музеем». Годом позже он был переведён в Цвингер.

После Второй мировой войны экспонаты музея были вывезены в Советский Союз в Ленинград, а в 1958 г. вернулись в Дрезден. Уже через год экспозиция музея открылась в восточном крыле галереи Земпера в Цвингере. Из-за недостатка площадей в настоящее время экспонируется лишь приблизительно 5% имеющихся экспонатов.

Дрезден. Оружейная палата: Экспонатов так много, что даже в каталог поместилось не всё

Дрезденская оружейная палата (нем. Rustkammer) в Дрездене, называемая также «Дрезденским историческим музеем», входит в состав Государственных художественных собраний Дрездена и является всемирно известной коллекцией парадного оружия, доспехов и исторического текстиля. В настоящее время размещается в Цвингере. Своё историческое место в дрезденском замке-резиденции коллекция займёт по окончании его реставрации. До тридцатых годов XIX в. коллекция не являлась художественным собранием и служила репрезентативным целям курфюрста. Лишь в двадцатые годы XX в. после ликвидации саксонской монархии Оружейная палата получила признание как художественно-исторический музей.

Оружейная палата обладает обширной коллекцией исторического оружия, доспехов и портретов, датируемых XVI—XVIII веками, общей численностью в 10 тысяч экспонатов, изготовленных ювелирами и оружейных дел мастерами, ремесленниками и придворными портными со всей Европы. Основу коллекции составляют около 2200 мечей, сабель, шпаг, кинжалов, историческое огнестрельное оружие, представленное 1400 пистолетами и 1600 ружьями.

Дрезден. Оружейная палата: Да, это вам не картинная галерея!

Дрезден. Галерея старых мастеров: Всегда многолюдно

Дрезден. Галерея старых мастеров: Некоторые экспонаты удивляют

Дрезден. Галерея старых мастеров: Лестничный пролёт украшен фресковой картиной Франческо Монтемеццано

Большая фресковая картина из дворца Регаццони в Сациле близ Порденоие ученика Веронезе венецианца Франческо Монтемеццано (около 1540 - после 1602) размещена на первой лестничной площадке. Фреска изображает сцену приема в аристократическом доме и заслуживает особого внимания, потому что чудом сохранилась после англо-американской бомбардировки Дрездена.

Фреской называется картина на стене, выполненная водяными красками по сырой штукатурке. Фрески, выставленные в музеях, были отделены от стен, на которых они находились первоначально, и укреплены с обратной стороны холстом.

Портретная галерея (не Дрезденская)

Дрезден. Галерея старых мастеров: В мире живописи не забыли о зрителях

Дрезден. Фрауенкирхе сейчас и на картине Бернардо Белотто в 1751 году

Бернардо Паоло Франческо Эрнесто Беллотто (итал. Bernardo Francesco Paolo Ernesto Bellotto), прозванный Каналетто (1722—1780) — итальянский художник, мастер городского пейзажа, ученик и племянник Каналетто. Наиболее известные произведения Бернардо Беллотто — реалистичные виды центральноевропейских городов, прежде всего Дрездена, Вены и Варшавы.

Бернардо Беллотто родился 20 мая 1722 г. в Венеции. Смолоду любил рисовать. Художник Каналетто (Антонио Каналь), приходившийся ему дядей по материнской линии, заметил художнический талант молодого человека, и в возрасте 14 лет Бернардо поступил учиться в его мастерскую.

В 1741 г. Беллотто женится, в 1742 г. путешествует по ряду итальянских городов. Постепенно он освобождается от стилевого влияния своего дяди и к 1743 г. становится самостоятельным художником. В 1747 г. 25-летний художник переезжает в Дрезден, столицу Саксонского курфюршества и резиденцию Фридриха Августа II, курфюрста Саксонии и короля Польши.

Малі й Великі Кізли

Чорниця

***

Тропа

 

***

Великі Кізли (фрагмент)