пятница, 13 ноября 2009 г.

Дрезден. Галерея старых мастеров: "Ночь перед Рождеством"

МАРАТТА Карло (Maratta, Carlo, 1625, Камерино, Марке - 1713, Рим) - итальянский художник.

Поступив в юности в мастерскую Андреа Сакки, Маратта остается здесь до самой кончины учителя (1661) и постоянно живет в Риме, который покидает лишь дважды, чтобы совершить путешествия в область Марке (1650 и 1672). До 1650 Маратта работает в манере своего учителя. Но в двух фресках в ц. СанДжовании ин Фонте в Риме, написанных по картонам Сакки (1648), в алтаре Монтеротондо, а затем в алтарной картине в ц. в Камерино уже чувствуется влияние работ Альбани, Гвидо Рени (манерность) и Тициана (вибрирующие цвета). В 1650 художник пишет картину "Поклонение пастухов" (Рим, ц. СанДжузеппе дее Фаленьяни), обозначившую собой переход от живописного и колористического видения к линейной концепции: абстрактная рефлексия заменила творческую силу. В этом можно видеть отражение взглядов Сакки, в которых соединились идеи Беллори и Пуссена.

Однако эта склонность к идеализму не помешала Маратта приняться за новые поиски. В работах, созданных в 1653-1666, он приближается к барочному языку Ланфранко (фрески в ц. Сант-Исидоро Агрикола в Риме: капелла Сан-Джузеппе - "Рождество", Бегство в Египет", 1653-1655; капеллла дель Крочифиссо - "Триумф Креста", "Коронование тернием", "Моление о чаше", 1657; а также алтарная картина, исполненная по заказу Барберини в 1660 - "Св. Розалия среди зачумленных", Флоренция, собрание Корсини). Оставаясь последователем Беллори и сохраняя некоторую дистанцию по отношению к барокко, художник по совету Ланфранко добивается большей чувствительности и некоторого лиризма, выраженного светотенью, источником которой служили работы Корреджо. Именно в этот период Маратта создает свои самые прекрасные произведения ("Св. Августин", 1655, Рим, ц. Санта-Мария деи Сетте Долори) и начинает серию "Апостолы" по за казу кардинала Антонио Барберини.

После смерти Сакки Маратта становится все более восприимчивым к влиянию барокко (ракурсы, диагонали), в частности Пьетро да Кортона, подчеркивая в своих работах патетику и декоративность. Папа Александр VII заказывает ему картины большого формата ("Рождество", 1657, Квиринал; "Встреча Марии и Елизаветы", ц. Санта-Мария делла Паче), а позже - картины для Сиенского собора (1661-1664), а также "Св. Бернард и Виктор IV" (1656- 1658, Рим, ц. Санта-Кроче ин Джерусалеме), "Август, приносящий жертву Миру" (1661, Лилль, Музей изящных искусств) - для секретаря Людовика XIV. В этот период Маратта начинает писать и картины на светские сюжеты ("Лето", 1659, Ариччо, Палаццо Киджи). Благодаря своему умению примирить прошлое и настоящее - Рафаэля, братьев Карраччи, Лафранко и Пьетро да Кортона - Маратта становится одним из ведущих римских художников, затмивших барочную тенденцию Гаулли после 1670. Многочисленные произведения Маратта занимают главенствующее положение в римской живописи конца XVII - начала XVIII в. Его творчество затрагивает все жанры: алтарные картины для римских церквей ("Смерть св. Франциска-Ксаверия", ц. иль Джезу; "Мадонна", Ватикан; "Мадонна с младенцем, св. Карлом Борромеем и св. Игнатием", 1685, ц. Санта-Мария ин Валличелла) и для церквей за пределами Рима ("Непорочное зачатие", 1664, Сиена, ц. Сант-Агостино); фрески (плафон "Триумф Милосердия", ок. 1676, Рим, Палаццо Альтьери); картоны для собора св. Петра (1677-1689) и для собора в Урбино (после 1707); светские декорации ("Рождение Венеры", 1680, Фраскати, вилла Фальконьери; "Аполлон и Дафна", Брюссель, Кор. музей изящных искусств; "Ромул и Рем", 1692, Потсдам, дворец Сан-Суси). В его искусстве того времени можно заметить тенденцию к большей интеллектуализации образа, исключающей всякий лиризм, а также предубеждение к цвету, что особенно чувствуется в картине "Смерть Марии" (Рим, вилла Альбани) - новой версии темы, уже изображенной Сакки, написанной Маратта не без отсылки к композиции "Смерть Германика" Пуссена. С другой стороны, в своих светских композициях Маратта колеблется между изяществом и холодностью, предвещающей искусство Кьяра и Менгса, и придает большее значение пейзажу, иногда напоминающему работы Дюге ("Диана и Актеон", Четсфорт, собрание герцога Девонширского).

Маратта обладал и большим талантом портретиста. От откровенного натурализма ("Портрет Фра Лука Ваддинга", известен по гравюре) он переходит к аристократической утончености Ван Дейка ("Портрет Марии Магдалины Роспильози", Париж, Лувр) и театральности, предвосхищающей искусство Риго и Ларжильера (портреты кардинала Альдерано Сибо, после 1650, Марсель, музей; папы Климента IX (Ватикан; Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Наряду с "Автопортретом" (ок. 1675, Брюссель, Кор. музей изящных искусств) они являются предтечей моды на светский полуисторический-полуаллегорический портрет эпохи Регентства во Франции.

Многочисленные рисунки художника хранятся в Академии Сан-Фернандо в Мадриде и в Художественном музее в Дюссельдорфе.

Maratta, Carlo
«Die Heilige Nacht»

Комментариев нет: